Ученикам

Дата: 24 августа 2013 в 11:42, Обновлено 26 апреля в 14:37
  1. Комментарии к Кодексу Республики Беларусь об образовании
  2. Выдержки из Кодекса Республики Беларусь об образовании
  3. Правила проведения аттестации при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  4. Правила внутреннего распорядка

Школьная форма-история

Школьная форма-имидж ученика

 

Интернет-олимпиады 2017/2018

ПРИГЛАШАЕМ УЧАЩИХСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!!!

  В 2017/2018 учебном году проводятся  городские интернет-олимпиады на платной основе в следующие сроки:

по учебному предмету «Математика»

для учащихся VIII – IХ классов:

первый этап (заочный) – со 2 по 12 октября 2017 года;

второй этап (очный) – 20 октября 2017 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования»;

для учащихся V – VII классов:

первый этап (заочный) – с 24 января по 2 февраля 2018 года;

второй этап (очный) – 17 февраля 2018 года на базе ГУО «Средняя школа имени Я. Купалы № 19 г. Минска»;

по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература» для учащихся VII – VIII классов:

первый этап (заочный) – с 27 сентября по 6 октября 2017 года;

второй этап (очный) – I, II туры 18 ноября 2017 года на базе ГУО «Гимназия № 24 г. Минска»;

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для учащихся VII– VIII классов:

первый этап (заочный) – с 10 по 19 ноября 2017 года;

второй этап (очный) – I, II туры  9 декабря 2017 года на базе ГУО «Гимназия № 24 г. Минска»;

по учебному предмету «География»

для учащихся IX – XI классов:

первый этап (заочный) – с 25 сентября по 4 октября 2017 года;

второй этап (очный) – I тур 14 октября 2017 года на базе ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 50 г. Минска»;

II тур 15 октября 2017 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования»;

для учащихся VI – VIII классов:

первый этап (заочный) – с 13 по 23 марта 2018 года;

второй этап (очный) – 21 апреля 2018 года на базе ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 50 г. Минска»;

по учебному предмету «Биология»

для учащихся VIII классов:

первый этап (заочный) – 9, 10 октября 2017 года;

для учащихся IX классов:

первый этап (заочный) – 11, 12 октября 2017 года;

второй этап (очный) для учащихся VIII – IX классов – 21 октября 2017 года набазе ГУО «Гимназия № 19 г. Минска»;

для учащихся X классов:

первый этап (заочный) – 23, 24 октября 2017 года;

для учащихся XI классов:

первый этап (заочный) – 25, 26 октября 2017 года;

второй этап (очный) для учащихся X – XI классов – 11 ноября 2017 года на базе ГУО «Гимназия № 19 г. Минска»;

по учебному предмету «Физика»

для учащихся IX – X классов:

первый этап (заочный) – с 16 по 25 октября 2017 года;

второй этап (очный) – 16 ноября 2017 года на базе ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 50 г. Минска»;

для учащихся VIII классов:

первый этап (заочный) – с 1 по 9 февраля 2018 года;

второй этап (очный) – 1 марта 2018 года на базе ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 50 г. Минска»;

по учебному предмету «Химия»

для учащихся IX – XI классов:

первый этап (заочный) – с 16 по 26 октября 2017 года;

второй этап (очный) – 11 ноября 2017 года на базе ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска»;

по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»

для учащихся VII – VIII классов:

первый этап (заочный) – с 4 по 13 апреля 2018 года;

второй этап (очный) – 4 мая 2018 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования»;

         для учащихся IХ – ХI классов:

дистанционный конкурс проекта «Имя в истории Беларуси», посвященный 210-летию со дня рождения Наполеона Орды «История в рисунке» – с 6 по 27 ноября 2017 года;

         для учащихся IХ – ХI классов:

городская интернет-олимпиада «Алесь – купец из Менска, или Путешествие во времени по землям ВКЛ»

первый этап (заочный) – с 12 марта по 4 апреля 2018 года;

второй этап (очный) – 26 апреля 2018 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования»;

по учебному предмету «Английский язык»

для учащихся VIII – IX классов:

первый этап (заочный) – с 18 по 26 апреля 2018 года;

второй этап (очный) – 11 мая 2018 года на базе ГУО «Минский городской институт развития образования».

         Организационный взнос участника интернет-олимпиады составляет 14 рублей 00 копеек. 

Как принять участие?

Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о городской интернет-олимпиаде по учебным предметам, для участия в олимпиаде необходимо:

1) зарегистрироваться в СДО (http://do.minsk.edu.by) (если ранее не регистрировались). Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем системы, то для участия в олимпиаде можете воспользоваться уже имеющимся логином и паролем;

2) выслать копию квитанции об оплате в Оргкомитет олимпиады одним из вариантов:

  • по e-mail адресу: olymp@minsk.edu.by (прикрепить сканированный вариант квитанции с четко различимыми реквизитами, суммой платежа, ФИО плательщика, указанием учебного предмета);
  • по факсу (017) 286-09-81;
  • почтовым письмом по адресу: 220029 г.Минск, ул.Киселева д. 24 с пометкой «Интернет-олимпиада».

3) выслать заявку на e-mail olymp@minsk.edu.by с прикрепленным файлом со списком участников по предложенной форме (Приложение 1).

Порядок регистрации в системе на участие в интернет-олимпиаде размещены в СДО (http://do.minsk.edu.by).

Прием заявок на участие в интернет-олимпиаде и квитанций об оплате начинается за четырнадцать дней до начала олимпиады и прекращается в день начала первого тура заочного этапа.

Зачисление участников в группы в СДО  проводится при наличии у системного администратора заявки, списка участников и квитанции об оплате.

Допуск кзаданиям выдается в день начала заочного этапа. К выполнению заданий можно приступать в указанные сроки проведения заочного этапа интернет-олимпиады.

Реквизиты организации для внесения организационного взноса:

Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»

Почтовый адрес 220034, г. Минск, пер. Броневой,15А

Телефон/факс: 284-35-83.

Банк ОАО «АСБ «Беларусбанк» ф-л 511 БИК АКВВВ21511

Расчетный счет: BY27AKBB36320000001235200000

УНП 190253563 ОКПО 37575505

ВНИМАНИЕ! Организационный взнос участника интернет-олимпиады составляет 14 рублей 00 копеек

Оплату организационных взносов для участия в интернет-олимпиаде по учебным предметам необходимо производить через Беларусбанк или интернет-банкинг, указывая № договора 1000001 (при этом не взымается комиссионный сбор за оказание услуг)

В соответствии с п.7.7. Положения о городской интернет-олимпиаде по учебным предметам  в случае неучастия в олимпиаде по различным причинам уплаченные денежные средства не возвращаются.

Дополнительную информацию можно получить в отделе методик работы с одаренными детьми (г. Минск, пер. Броневой, 15а, каб.403, т. (017) 294-80-41) и на сайте http://do.minsk.edu.by/ (СДО МГИРО)

Техническая поддержка интернет-олимпиад (прием заявок, зачисление в группу, восстановление логина или пароля) осуществляется отделом технических средств обучения и дистанционного образования (г. Минск, ул. Киселева, 24, каб.7, т. (8017) 286-09-81) ГУО «Минский городской институт развития образования». 

Как готовить домашние задания

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома.

Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома. Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д. Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома? Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности? Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Домашние задания и время их выполнения.

Оптимальная продолжительность выполнения домашнего задания с учетом психофизиологии возраста, составляет:

в 1 классе - 3/4 часа;
во 2 классе - 1 час;
в 3 классе - 1,5 часа;
в 6 классе - 2-2,5 часа;
в 8 классе - 2,5 часа;
в 9-11 классах - 3 часа.

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем (см. раздел "Хорошая память").

Домашние задания и... хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  1. с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых;
  2. никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  3. в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
  4. вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках;
  5. найдете другую форму приветствия;
  6. не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы; никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  7. постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями;
  8. сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  9. проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
  10. в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия;
  11. отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

 

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему? Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку.

Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности. Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.

В конце концов, если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола. 

Асноўныя факты пра Беларусь

Афіцыйная назва

Рэспубліка Беларусь


Прэзідэнт
Аляксандр Лукашэнка (1994)


Прэм’ер-міністр
Андрэй Кабякоў (2014)


Тэрыторыя
207,6 тыс. кв.км


Насельніцтва
колькасць – 9 млн. 463,8 тыс. чалавек (на 1 студзеня 2013 г.)
чаканая працягласць жыцця пры нараджэнні – 72,2 года
доля гарадскога насельніцтва – 76,3%

Сталіца: Мінск – 1 млн. 901,1 тыс. чалавек

Рэгіёны і абласныя цэнтры (на 1 студзеня 2014):
Брэсцкая вобласць – 1 млн. 390,4 тыс. чалавек (Брэст – 326,4 тыс.)
Віцебская вобласць – 1 млн. 208 тыс. чалавек (Віцебск – 369,4 тыс.)
Гомельская вобласць – 1 млн. 427,6 тыс. чалавек (Гомель – 515 тыс.)
Гродзенская вобласць – 1 млн. 58,4 тыс. чалавек (Гродна – 352,5 тыс.)
Магілёўская вобласць – 1 млн. 76,5 тыс. чалавек (Магілёў – 366,8 тыс.)
Мінская вобласць – 1 млн. 401,9 тыс. чалавек


Нацыянальнасці
беларусы – 83,4% , рускія – 8,2%, палякі – 3,1%, украінцы – 1,7%, яўрэі – 0,13%, іншыя нацыянальнасці – 3,5% (перапіс, 2009 год).

Дзяржаўныя мовы

беларуская, руская

Дзяржаўнае свята
Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь, 3 ліпеня

Нацыянальная валюта
беларускі рубель (BYN)

Эканамічныя паказчыкі
ВУП (2012) BYN527385 млрд.; на душу насельніцтва – BYN 55724 тыс.

Таварная структура экспарту (2014):
мінеральныя прадукты – 36,2%
прадукцыя хімічнай прамысловасці, каўчук – 21,7%
машыны, абсталяванне і транспартныя сродкі – 17,9%
чорныя, каляровыя металы і вырабы з іх – 5,5%
харчовыя тавары і сельскагаспадарчая сыравіна – 10,6%
іншыя – 8,1%

Таварная структура імпарту (2014):
мінеральныя прадукты – 39,4%
машыны, абсталяванне і транспартныя сродкі – 22,9%
чорныя, каляровыя металы і вырабы з іх – 10,1%
прадукцыя хімічнай прамысловасці, каўчук – 12,4%
харчовыя тавары і сельскагаспадарчая сыравіна – 7,8%
іншыя – 7,4%

Асноўныя гандлёвыя партнёры
Расія
Нідэрланды
Украіна
Германія
Латвія
Кітай
Польшча
Італія
Літва
Бразілія

Асноўныя галіны прамысловасці
металургічная машынабудаванне металаапрацоўка хімічная і нафтахімічная лёгкая харчовая
Плошча сельскагаспадарчых зямель
8927 тыс. га (2014)
Сельская гаспадарка спецыялізуецца на вырошчванні збожжавых, бульбы, агародніны, цукровых буракоў, ільну, на мяса-малочнай жывёлагадоўлі.

Прыродныя рэсурсы
драўніна, торф, невялікія радовішчы нафты і прыроднага газу, граніт, даламіт, вапняк, гліна, пясок.

Колькасць занятага насельніцтва
4,6 млн. (2012). Беспрацоўе: 24,9 тыс. чал. (афіцыйна зарэгістраванае, 2012).

Размеркаванне колькасці занятага насельніцтва па відах эканамічнай дзейнасці (2014):

прамысловасць – 25,5% сельская гаспадарка, паляванне і лясная гаспадарка – 10,2% будаўніцтва – 7,9% транспарт і сувязь – 7,4% гандаль; рамонт аўтамабіляў, бытавых вырабаў і прадметаў асабістага карыстання – 13,8% адукацыя – 10% ахова здароўя і прадастаўленне сацыяльных паслуг – 7% іншыя – 18,2%

Сувязь
Тэлефон: стацыянарных тэлефонных апаратаў – 4,2 млн., карыстальнікаў мабільнай сувязі – 10,7 млн. чалавек.
Інтэрнэт-карыстальнікі: больш за 6,8 млн. чалавек.
Згодна з даследаваннямі Сусветнага паштовага саюза Беларусь увайшла ў дзясятку краін, дзе паштовыя электронныя паслугі аказваюцца на самым высокім узроўні (2011).

Транспарт
Працягласць чыгуначных пуцей – 5511 км, у т.л. электрыфікаваных – 897 км. Аўтамабільных дарог – 85,7 тыс. км, у т.л. з цвёрдым пакрыццём – 74,3 тыс. км. Агульная працягласць нафтаправодаў – 2984 км, нафтапрадуктаправодаў – 1107 км, газаправодаў – 7421 км (2008).

Беларусь у мазаіцы еўрапейскіх краін – карты краіны і рэгіёнаў


Дзе размешчана Беларусь?
Беларусь размешчана ў цэнтры Еўропы, мае агульныя межы з пяццю дзяржавамі:

Расія 

Украіна

Польшча

Літва

Латвія

Плошча Беларусі – 207 600 кв. км

Краіна не мае выхаду да мора, але дзякуючы свайму геаграфічнаму становішчу Беларусь з’яўляецца важным гандлёвым і транспартным калідорам паміж Еўропай і краінамі СНД.


Сталіца Беларусі
Мінск – сталіца Рэспублікі Беларусь – размешчаны ў цэнтры краіны.

Першае пісьмовае згадванне пра горад адносіцца да 1067 года.

За сваю гісторыю Мінск быў разбураны і адноўлены дзесяткі разоў. Больш за ўсё горад пацярпеў у час Другой сусветнай вайны, калі быў знішчаны практычна поўнасцю.
Сёння Мінск – сучасны еўрапейскі горад, самы буйны ў краіне. Тут пражываюць 1,9 мільёна чалавек.
Горад мае вельмі добрыя транспартныя шляхі зносін, у тым ліку аэрапорт, буйны чыгуначны вакзал, некалькі аўтавакзалаў. У Мінску дзейнічае падземнае метро, добра развіта гарадская аўтатранспартная сістэма.

Асноўныя рэгіёны Беларусі

Беларусь падзелена на шэсць тэрытарыяльных адзінак – абласцей са сваім адміністрацыйным цэнтрам:

  1. Брэсцкая вобласць
  2. Гомельская вобласць
  3. Гродзенская вобласць
  4. Мінская вобласць
  5. Магілёўская вобласць
  6. Віцебская вобласць
    і тэрыторыю сталіцы Рэспублікі Беларусь – горад Мінск.

Карты Беларусі

карта Беларусі

Карты абласцей Беларусі:

1. карта Брэсцкай вобласці 
2.карта Гомельскай вобласці 
3.карта Гродзенскай вобласці 
4.карта Мінскай вобласці 
5.карта Магілёўскай вобласці 
6.карта Віцебскай вобласці 

Беларуская культура

Багатая культура Беларусі – самабытнасць, разнастайнасць стыляў, форм, напрамкаў

Гісторыя беларускай культуры

Самабытная мастацкая культура Беларусі фарміравалася на працягу стагоддзяў. Тут існавалі арыгінальныя архітэктурныя і мастацкія школы, ствараліся непаўторныя музычныя і літаратурныя творы.
Усе шэдэўры беларускага мастацтва, якія дайшлі да нашых дзён, знаходзяцца пад аховай дзяржавы. Яны захоўваюцца ў калекцыях буйнейшых беларускіх музеяў, зборах бібліятэк. Класіка беларускай музыкі і драматургіі дэманструецца на тэатральных падмостках і ў канцэртных залах.
Сучаснае культурнае жыццё Беларусі дынамічнае і разнастайнае. У краіне праходзіць мноства мастацкіх выстаў, музычных, тэатральных і кінематаграфічных фестываляў.
Усё гэта цікава і даступна як для беларусаў, так і для гасцей краіны.


Выяўленчае мастацтва Беларусі

Выяўленчае мастацтва Беларусі разнастайнае па стылях, напрамках і жанрах. Самыя цікавыя творы беларускага жывапісу і скульптуры розных эпох можна ўбачыць у мастацкіх музеях краіны.
Буйнейшы збор твораў мастацтва мае Нацыянальны мастацкі музей Беларусі. Ён актыўна прапагандуе нацыянальнае мастацтва. Тут пастаянна праходзяць выставы твораў беларускіх мастакоў.
Цікавыя калекцыі твораў беларускага мастацтва ў Віцебскім абласным мастацкім музеі, Магілёўскім абласным мастацкім музеі, Полацкай мастацкай галерэі.
У многіх раённых цэнтрах Беларусі ёсць мастацкія галерэі, дзе можна ўбачыць работы мясцовых мастакоў.

Музыка ў Беларусі
Сучаснае музычнае мастацтва Беларусі імкнецца захаваць нацыянальныя традыцыі, адначасова развіваючы папулярныя ў свеце стылі і напрамкі. Творы беларускіх кампазітараў, сусветнай класічнай і эстраднай музыкі гучаць у выкананні як прафесійных, так і самадзейных музыкантаў.
Вялікую папулярнасць заваявалі вядучыя музычныя калектывы краіны:

  • Прэзідэнцкі аркестр Рэспублікі Беларусь
  • Нацыянальны аркестр сімфанічнай і эстраднай музыкі пад кіраўніцтвам М.Фінберга
  • Дзяржаўны акадэмічны сімфанічны аркестр
  • Дзяржаўная акадэмічная харавая капэла імя Р.Шырмы
  • Нацыянальны акадэмічны народны хор Рэспублікі Беларусь імя Г.I.Цітовіча
  • вакальная група "Чысты голас"
  • вакальна-інструментальны ансамбль "Песняры"
  • вакальна-інструментальны ансамбль "Сябры"

У Беларусі штогод праходзяць фестывалі, якія прадстаўляюць розныя напрамкі і жанры музычнага мастацтва:

  • "Беларуская музычная восень"
  • "Мінская вясна"
  • "Залаты шлягер"
  • "Музы Нясвіжа"

Сімвалам фестывальнага руху Беларусі стаў Міжнародны фестываль мастацтваў "Славянскі базар у Віцебску", удзел у якім прымаюць папулярныя артысты з розных краін свету.

Тэатр у Беларусі
Беларускі прафесійны тэатр развіўся са старадаўніх народных абрадаў, творчасці вандроўных музыкантаў, прыдворных труп беларускіх магнатаў, дзейнасці аматарскіх калектываў рубяжа XIX–XX стст. Цяпер у краіне працуе 28 дзяржаўных тэатраў, вялікая колькасць самадзейных народных калектываў, у т.л.:

  • лялечныя тэатры
  • драматычныя тэатры
  • музычныя тэатры

Самым праслаўленым тэатрам рэспублікі з’яўляецца Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр оперы і балета Беларусі. Яго пастаноўкі заваявалі грандыёзны поспех як у айчыннага, так і ў замежнага гледача.
Тэатральнае жыццё Беларусі насычана яркімі фестывальнымі падзеямі. Пастаянную прапіску ў розных гарадах краіны атрымалі прэстыжныя тэатральныя фестывалі, на якія прыязджаюць калектывы з усяго свету. Сярод самых вядомых форумаў:

  • Міжнародны тэатральны фестываль "Белая вежа" (Брэст)
  • Міжнародны фестываль тэатральнага мастацтва "Панарама" (Мінск)
  • Міжнародны фестываль студэнцкіх тэатраў "Тэатральны куфар" (Мінск)
  • Міжнародны маладзежны тэатральны форум "M@art. кантакт" (Магілёў)
  • Міжнародны форум тэатральнага мастацтва "ТЕАРТ" (Мінск)
  • Беларускі міжнародны фестываль тэатраў лялек (Мінск)

У рамках Міжнароднага фестывалю мастацтваў "Славянскі базар у Віцебску" праходзіць праграма "Тэатральныя сустрэчы".

Кіно ў Беларусі

Мастацтва кіно ў Беларусі развіваецца з 30-х гадоў ХХ стагоддзя. У 1924 г. створана Беларускае дзяржаўнае ўпраўленне па справах кінематаграфіі і фатаграфіі - Белдзяржкіно. У 1928 г. у Ленінградзе адкрылася кінастудыя "Савецкая Беларусь", якая выпускала мастацкія, хранікальныя і навукова-папулярныя фільмы. У 1939-м студыя пераехала ў Мінск, а з 1946-га носіць назву "Беларусьфільм".
Першы беларускі мастацкі фільм "Лясная быль" ў 1926 г. стварыў рэжысёр Юрый Тарыч. У час Вялікай Айчыннай вайны беларускія дакументалісты аднымі з першых здымалі рэпартажы з фронту.
Тэма трагедыі народа стала адной з галоўных у пасляваеннай творчасці рэжысёраў Беларусі. Асаблівую нішу айчынныя кінематаграфісты занялі ў дзіцячым кіно. Сусветнае прызнанне заваявала беларускае дакументальнае кіно.

Сучаснае беларускае кіно працягвае традыцыі папярэдніх пакаленняў, шукае новыя шляхі развіцця. Айчынныя фільмы заваёўваюць ўзнагароды прэстыжных кінафестываляў свету. Драма "У тумане" (рэжысёр Сяргей Лазніца), знятая міжнароднай групай па аповесці Васіля Быкава, на 65-м Канскім кінафестывалі ў 2012 г. удастоена спецыяльнага прыза журы Міжнароднай федэрацыі кінапрэсы FIPRESCI.

У Беларусі ажыццяўляецца шмат сумесных праектаў з кінематаграфістамі краін свету. На "Беларусьфільме" здымалі фільмы Мікіта Міхалкоў, Пётр і Валерый Тадароўскія, Дзмітрый Астрахан, Аляксандр Сакураў.

У Беларусі праходзяць буйныя кінафестывалі:

  • Мінскі міжнародны кінафестываль "Лістапад" і конкурс фільмаў для дзіцячай і юнацкай аўдыторыі "Лістападзік" (Мінск)
  • Рэспубліканскі фестываль беларускіх фільмаў (Брэст)
  • Міжнародны фестываль анімацыйных фільмаў "Анімаёўка" (Магілёў)
  • Міжнародны каталіцкі фестываль хрысціянскіх фільмаў і тэлепраграм "Magnificat" (Глыбокае)
  • Літаратура ў Беларусі

Літаратура стагоддзямі адыгрывала важную ролю ў культуры Беларусі.


Сярод найбольш вядомых пісьменнікаў і паэтаў Беларусі:

Трагічная гісторыя краіны паўплывала на тое, што тэма вайны доўгі час была вядучай у беларускай літаратуры.
Нацыянальная бібліятэка Рэспублікі Беларусь у Мінску мае самы вялікі збор друкаваных выданняў у краіне, а таксама права атрымання абавязковага экзэмпляра. Тут сабраны самы вялікі за межамі Расіі збор кніг на рускай мове. У 2006 годзе адкрыты новы будынак Нацыянальнай бібліятэкі, які мае унікальнае архітэктурнае рашэнне ў форме брыльянта, – прадмет нацыянальнай гордасці беларусаў.

Штогод у Беларусі праводзіцца Дзень беларускага пісьменства. Канцэпцыя свята прадугледжвае адлюстраванне гістарычнага шляху пісьменства і друку ў Беларусі, а таксама развіццё беларускай літаратуры і культуры на сучасным этапе.

У Беларусі 2017 год аб'яўлены Годам навукі.

ВЯДОМЫЯ БЕЛАРУСЫ

Многія вядомыя людзі – ад святых сярэдневякоўя да лаўрэатаў Нобелеўскай прэміі і алімпійскіх чэмпіёнаў сучаснасці – ураджэнцы Беларусі

Вядомыя гістарычныя асобы Беларусі

Барбара Радзівіл
Вялікая княгіня, каралева Польшчы.

Леў Сапега 
Дзяржаўны і ваенны дзеяч, гетман Вялікага Княства Літоўскага і Рэчы Паспалітай, дыпламат, мысліцель. Адзін з галоўных стваральнікаў Статута ВКЛ (1588 г.) – выдатнага помніка прававой і палітычнай думкі, па сутнасці першай канстытуцыі ў Еўропе.

Тадэвуш Касцюшка 
Тадэвуш Касцюшка, які нарадзіўся ў Беларусі ў 1746 годзе, з’яўляецца нацыянальным героем Беларусі, Амерыкі і Польшчы. Быў кіраўніком нацыянальна-вызваленчага паўстання 1794 года ў Рэчы Паспалітай, прымаў удзел у вайне за незалежнасць ЗША.

Вядомыя вучоныя з Беларусі

Ігнат Дамейка
Нарадзіўся ў Беларусі ў 1802 годзе. Быў знакамітым геолагам, большую частку жыцця правёў у Чылі, дзе стаў нацыянальным героем. За свае дасягненні афіцыйна прызнаны ЮНЕСКА.

Іван (Ян) Чэрскі 
Знакаміты вучоны-географ, геолаг, даследчык Сібіры, імем якога названы шэраг геаграфічных аб'ектаў. Нарадзіўся ў маёнтку Свольна Віцебскай губерні ў 1845 годзе. 
  
Мікалай Судзілоўскі (псеўданім Нікалас Русель) 
Этнограф, географ, хімік, біёлаг, урач-генетык, рэвалюцыянер-народнік, першы прэзідэнт сената Гавайскіх астравоў. Нарадзіўся ў 1850 г. у Магілёве ў збяднелай дваранскай сям'і. З 1892 года жыў на Гаваях, дзе адстойваў правы карэнных жыхароў.

Аляксандр Чыжэўскі 
Нарадзіўся ў Гродзенскай вобласці ў 1897 годзе. Прызнаны вучоны, які вывучаў біялагічнае ўздзеянне Сонца і Сусвету, у тым ліку суадносіны сонечнай актыўнасці з перыядамі войнаў у гісторыі чалавецтва.

Соф'я Кавалеўская 
Першая ў свеце жанчына-прафесар матэматыкі паходзіць са шляхецкага беларускага роду. Дзяцінства правяла ў маёнтку Палібіна Віцебскай губерні, а ў 18 гадоў заключыла фіктыўны шлюб, каб паехаць за мяжу і займацца навукай. Працы Кавалеўскай прысвечаны матэматычнаму аналізу, механіцы, астраноміі.

Павел Сухі 
Авіяканструктар, вынаходнік, адзін са стваральнікаў рэактыўнай і звышгукавой авіяцыі, аўтар паўсотні арыгінальных канструкцый самалётаў, больш за трыццаць з якіх былі пабудаваны і выпрабаваны. Нарадзіўся ў 1895 г. у горадзе Глыбокае Віцебскай вобласці.

Жарэс Алфёраў
Нарадзіўся ў Віцебску ў 1930 годзе. Алфёраў удастоены Нобелеўскай прэміі па фізіцы ў 2000 годзе.

Вядомыя касманаўты з Беларусі

Пётр Клімук 
Пётр Клімук, першы беларускі касманаўт, вучоны ў галіне тэхнічных навук, двойчы Герой Савецкага Саюза. Нарадзіўся ў в. Камароўка Брэсцкага р-на ў 1942 годзе. Ажыццявіў тры палёты ў складзе экіпажаў касмічных караблёў і арбітальных комплексаў, правёў у космасе 78,76 сутак.

Уладзімір Кавалёнак 
Уладзімір Кавалёнак, беларускі касманаўт, вучоны ў галіне ваенных навук, двойчы Герой Савецкага Саюза. Нарадзіўся ў в. Белае Мінскай вобласці ў 1942 годзе. Ажыццявіў тры палёты ў космас у якасці камандзіра экіпажа, правёў у космасе 216,38 сутак, у тым ліку ў адкрытым космасе 2,3 гадзіны.

Вядомыя ў мастацтве беларусы

Марк Шагал
Нарадзіўся ў 1887 годзе ў Віцебску. Самы знакаміты ўраджэнец Беларусі, вядомы ва ўсім свеце як класік авангардызму ў выяўленчым мастацтве.

Напалеон Орда 
Мастак, кампазітар, ураджэнец в. Варацэвічы Пінскага павета. Стварыў больш за тысячу эскізаў збудаванняў Беларусі, Літвы, Польшчы, Францыі, якія з'яўляюцца каштоўнай крыніцай для гісторыкаў архітэктуры і рэстаўратараў Еўропы. У 2007 годзе 200-годдзе з дня нараджэння Н. Орды было ўключана ў каляндар памятных дат ЮНЕСКА.

Іван Хруцкі 
Нарадзіўся ў мястэчку Ула Лепельскага павета Віцебскай губерні. Выдатны мастак, які распрацаваў уласны тып нацюрморта ў спалучэнні з партрэтам. 200-годдзе з дня нараджэння Івана Хруцкага ў 2010 годзе было ў календары памятных дат ЮНЕСКА.

Луіс Барт Маер 
Нарадзіўся ў Мінску ў 1885 годзе. Кінематаграфіст Луіс Барт Маер найбольш вядомы як адзін з заснавальнікаў галівудскай кінастудыі "Метра-Голдвін-Маер".

Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч
Пісьменнік, заснавальнік новай беларускай літаратуры і прафесійнай драматургіі, стваральнік першага беларускага тэатральнага калектыву, акцёр. У 2008 годзе 200-годдзе з дня нараджэння В. Дуніна-Марцінкевіча было ўключана ў каляндар памятных дат ЮНЕСКА.

Васіль Быкаў
Быкаў Васіль Уладзіміравіч, беларускі празаік, драматург, публіцыст. Нарадзіўся ў 1924 годзе ў в. Бычкі Віцебскай вобласці. Народны пісьменнік Беларусі (1980). У 1990-1993 гг. – прэзідэнт аб’яднання беларусаў свету "Бацькаўшчына".

Вядомыя палітыкі з Беларусі

Хаім Вейцман
Нарадзіўся ў Беларусі ў вёсцы Моталь (зараз Іванаўскі раён, Брэсцкая вобласць) у 1874 годзе. Хаім Вейцман быў выдатным хімікам, чытаў лекцыі ў Швейцарыі і Вялікабрытаніі. Як актыўны сіяніст ён быў выбраны першым прэзідэнтам Дзяржавы Ізраіль (1949) і заставаўся на гэтай пасадзе да самай смерці (1952).

Андрэй Грамыка 
Дыпламат, у 1957-1985 гг. міністр замежных спраў СССР. Узначальваў савецкую дэлегацыю на канферэнцыі па стварэнню ААН, распрацоўваў Статут арганізацыі. Нарадзіўся ў 1909 г. у в. Старыя Грамыкі (Веткаўскі раён Гомельскай вобласці).

Знакамітыя асветнікі Беларусі

Францыск Скарына
Нарадзіўся ў Полацку ў 1486 годзе. Беларускі і ўсходнеславянскі першадрукар. Пераклаў на беларускую мову і выдаў 23 кнігі Бібліі, першую – у 1517 годзе.

Святая Ефрасіння 
Полацкая князёўна. Нарадзілася ў XII стагоддзі. Стала манашкай у 12 гадоў і правяла жыццё, дапамагаючы бедным і будуючы цэрквы і манастыры па ўсёй Беларусі. Памерла ў час паломніцтва ў Іерусалім, яе мошчы вернуты ў Беларусь у 1910 годзе. Прылічана да ліку святых, ушаноўваецца як нябесная заступніца зямлі беларускай.

Чэмпіёны з Беларусі

Аляксандр Мядзведзь
Беларускі спартсмен і трэнер (вольная барацьба). Чэмпіён Алімпійскіх гульняў (1964, 1968, 1972), свету (1962, 1963, 1966, 1967, 1969–71). Прызнаны лепшым барцом вольнага стылю ХХ стагоддзя.

Вольга Корбут 
Легендарная гімнастка заваявала 4 залатыя алімпійскія медалі, тры з іх – на алімпійскіх гульнях у Мюнхене (1972). У 1972 годзе прызнана лепшай спартсменкай свету.

Віталь Шчэрба
Беларускі спартсмен (спартыўная гімнастыка). Чэмпіён XXV Алімпійскіх гульняў (1992, Іспанія). Бронзавы прызёр XXVI Алімпійскіх гульняў (1996, ЗША). 14-разовы чэмпіён свету, 10-разовы чэмпіён Еўропы. Пераможца Гульняў добрай волі (1990, ЗША). Чэмпіён Універсіяд (1993, 1995). Лепшы спартсмен свету за 10-годдзе (1991–2000).

Ігар Макараў 
Макараў заваяваў залаты медаль у дзюдо на Алімпійскіх гульнях у Афінах ў 2004 годзе.

Юлія Несцярэнка 
Несцярэнка заваявала залаты медаль у бегу на 100 метраў на Алімпійскіх гульнях у Афінах ў 2004 годзе.

Максім Мірны 
Максім Мірны – самы вядомы тэнісіст Беларусі, які заваяваў серыю міжнародных узнагарод у парным разрадзе і вывеў беларускую зборную на лепшае месца за ўсю яе гісторыю на Кубку Дэвіса.

Вікторыя Азаранка
Знакамітая беларуская тэнісістка, пераможца найбуйнейшых сусветных турніраў, алімпійская чэмпіёнка. У студзені 2012 года Вікторыя Азаранка ўпершыню ў кар'еры ўзначаліла рэйтынг Жаночай тэніснай асацыяцыі (WTA). На Алімпіядзе-2012 у Лондане заваявала золата ў міксце (у пары з Максімам Мірным) і бронзу ў адзіночным разрадзе.

Дар'я Домрачава
Бронзавы прызёр Алімпійскіх гульняў у Ванкуверы (2010) у індывідуальнай гонцы на 15 км. Па версіі прэміі Biathlon Award беларуская спартсменка названа лепшай біятланісткай 2010 года.

Аляксей Грышын 
Фрыстайліст, які прынёс Беларусі першае ў гісторыі незалежнай дзяржавы золата зімовых Алімпійскіх гульняў (Ванкувер-2010), бронзавы прызёр Алімпіяды ў Солт-Лэйк-Сіці (2002).

Сяргей Мартынаў 
"Кароль малакалібернай вінтоўкі", алімпійскі чэмпіён Лондана-2012, двухразовы бронзавы прызёр Алімпіяд у Сіднэі і Афінах, рэкардсмен свету: 600 ачкоў з 600 магчымых у стральбе лежачы з малакалібернай вінтоўкі.

Руслан Салей
Адзін з лепшых гульцоў у гісторыі беларускага хакея, капітан нацыянальнай зборнай. Руслан Салей першым з айчынных майстроў клюшкі дайшоў да фіналу Кубка Стэнлі. 

Ці ведаеце вы, што...

Самыя яркія старонкі беларускай гісторыі, унікальная прырода, самабытная культура і асобы, якія змянілі свет...

Нацыянальны парк «Прыпяцкі» – адзінае месца на планеце, дзе існуюць першабытныя пойменныя дубровы

У нацыянальным парку практычна ў некранутым стане захаваліся унікальныя пойменныя ландшафты Беларускага Палесся – з дзюнамі, катлавінамі і лагчынамі, дзе сярод дуброў і ясеннікаў размешчана больш як 30 азёр. На Палессі таксама захаваліся самыя вялікія прыродныя балоты ў Еўропе. Найбольш буйныя з іх – Званец (150 кв. км) і Дзікае (80 кв. км).

Белавежская пушча – самы буйны старажытны лес Еўропы

Звесткі пра пушчу сустракаюцца яшчэ ў антычнага гісторыка Герадота (5 ст. да н.э.) і ў Іпацьеўскім летапісе (983 г.). У канцы XIV ст. вялікі князь Вялікага княства Літоўскага Ягайла аб’явіў пушчу запаведнай і ўстанавіў забарону на паляванне. Старажытны лес ахоўваецца ўжо 600 гадоў. У Белавежскай пушчы налічваецца каля 2 тысяч дрэў-веліканаў. Некаторыя з іх з’явіліся яшчэ да адкрыцця Калумбам Амерыкі! Белавежская пушча ўключана ў спіс сусветнай спадчыны ЮНЕСКА.

Нясвіж належаў роду Радзівілаў - аднаму з самых багатых у Еўропе

Многім у сваім непаўторным абліччы Нясвіж абавязаны творам італьянскага архітэктара Яна Джавані Марыі Бернардоні. Па яго праектах у XVI стагоддзі ўзведзены замак і фарны касцёл Божага Цела – першае на тэрыторыі Рэчы Паспалітай збудаванне ў стылі барока. У храме знаходзіцца адзін з буйнейшых у Еўропе некропаль княжацкага роду, які налічвае 102 саркафагі членаў сям’і Радзівілаў. Нясвіжскі замак уключаны ў спіс сусветнай спадчыны ЮНЕСКА.

У Беларусі існуе самая вялікая ў свеце папуляцыя зуброў

Гэтыя жывёлы самыя цяжкія і вялікія наземныя млекакормячыя на еўрапейскім кантыненце, апошнія еўрапейскія прадстаўнікі дзікіх быкоў. Мікола Гусоўскі напісаў сваю славутую «Песню пра зубра» па заказе Папы Рымскага Льва X, які хацеў пачуць праўдзівае паэтычнае слова пра паляванне на зуброў. Найбольшая колькасць зуброў жыве ў Белавежскай пушчы

Адзін з трох усходнеславянскіх сафійскіх сабораў знаходзіцца ў Беларусі

Гэты манументальны помнік архітэктуры пабудаваны ў Полацку паміж 1044–1066 гадамі пры князі Усяславе Брачыславічу, празваным Чарадзеем, як сімвал роўнасці з самымі ўплывовымі старажытнарускімі гарадамі – Кіевам і Ноўгарадам, дзе таксама былі пабудаваны саборы ў гонар святой Сафіі.

Беларусы адны з першых у Еўропе, яшчэ ў 1517 годзе, мелі сваю друкаваную Біблію

Беларускі першадрукар Францыск Скарына сваю выдавецкую дзейнасць пачаў у Празе, дзе надрукаваў 23 ілюстраваныя кнігі Бібліі ў перакладзе на старабеларускую мову. У пачатку 1520-х гадоў пераехаў у Вільню і заснаваў друкарню. У ёй надрукаваны «Малая падарожная кніжка» і Апостал. Рэнесансныя выданні Скарыны адметныя высокай якасцю друку, своеасаблівымі ілюстрацыямі і гравюрамі, шрыфтам і іншымі кампанентамі выдавецкай эстэтыкі і майстэрства.

Чатырнаццаць нобелеўскіх лаўрэатаў маюць беларускія карані

Гэта самая прэстыжная міжнародная прэмія існуе ўжо больш як 100 гадоў і за гэты час была ўручана прадстаўнікам самых розных краін. Імёны многіх нобелеўскіх лаўрэатаў з беларускімі каранямі вядомы цяпер усяму свету. Гэта, у прыватнасці, лаўрэаты Нобелеўскай прэміі па эканоміцы, хіміі і фізіцы – Сайман Кузнец, Аарон Клуг, Жарэс Алфёраў; лаўрэаты Нобелеўскай прэміі міру – Іцхак Рабін, Менахем Бегін і Шымон Перэс.

Ураджэнец Беларусі Тадэвуш Касцюшка – нацыянальны герой Беларусі, Польшчы і ЗША

Тадэвуш Касцюшка за сваю бліскучую кар’еру быў саратнікам бацькі-заснавальніка ЗША Вашынгтона і нацыянальнага героя Францыі Лафаета, атрымліваў прапановы аб супрацоўніцтве ад французскага імператара Напалеона І і рускага цара Аляксандра І, але адмовіў ім. Касцюшка стаў актыўным удзельнікам многіх значных гістарычных падзей: у 1776–83 гадах добраахвотна ўдзельнічаў у вайне за незалежнасць ЗША; у 1784 годзе ўзначаліў нацыянальна-вызваленчае паўстанне ў Рэчы Паспалітай.

Партызанскі рух у Беларусі ў гады Другой сусветнай вайны быў самы магутны ў Еўропе

Ужо ў 1943 годзе партызаны кантралявалі каля 60 працэнтаў тэрыторыі рэспублікі. На тэрыторыі Беларусі ў гады Другой сусветнай вайны дзейнічаў самы буйны ў Еўропе яўрэйскі партызанскі атрад, арганізаваны братамі Бельскімі. Пра рэальныя падзеі, звязаныя з дзейнасцю атрада, расказвае фільм амерыканскага рэжысёра Эдварда Цвіка паводле сцэнарыя Клея Формана «Супраціўленне», прэм’ера якога адбылася ў студзені 2009 года.

Рэліквію беларусаў – слуцкія паясы – ткалі толькі мужчыны

І насілі паясы толькі мужчыны, і нават абвязвацца імі ўладальнікам дапамагалі толькі мужчыны. Хадзіла павер’е, што калі жаночая рука дакранецца да каштоўных ніцей, тканіна пацьмянее і пояс можна будзе адразу выкінуць. Славутыя паясы выпускала не толькі слуцкая мануфактура. У Францыі, у Ліёне, паясы рабілі на ўзор слуцкіх і нават ставілі «слуцкую» метку.

Твоя безопасность-в твоих руках

Правила безопасного поведения 

Правила безопасного поведения во время каникул

1. Соблюдай правила дорожного движения.

2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами.

3. Соблюдай правила поведения в общественных местах.

4. Соблюдай правила личной безопасности на улице.

5. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

6. Соблюдай правила безопасности на льду.

7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными.

8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами.

9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.

10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

11. Не играй вблизи зданий, с крыш которых свисает снег и лёд.

    Правила безопасного поведения на дороге 

Участники дорожного движения (водитель,  пешеход  и пассажир) обязаны:

  • знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
  • помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участникам дорожного движения запрещается:

  • повреждать или загрязнять покрытие дорог;
  • снимать,  загораживать,  повреждать,  самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
  • оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения 

Безопасность пешехода на дороге 

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги
  •  Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам
  • В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств
  • При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль
  • Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля 

Движение пешехода по улице в сильный гололед

  • Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой)
  • Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути
  • При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов
  • При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки 

Переход проезжей части дороги

  • Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный.  При  их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин
  • В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора
  • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
  • На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин
  • Нельзя выбегать на дорогу
  • Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться
  • Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью
  • Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств
  • Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика
  • При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть 

Безопасность пассажира

  • Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги)
  • Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам
  • При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю
  •  Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы
  •  При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство
  • Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться
  • Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке 

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае 

  • Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери
  • При блокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами)
  • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя
  • В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды

Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться

  • Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим 

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом – не моложе 16 лет.

Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней  правой  проезжей части дороги  в один  ряд  как можно правее.

Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению
  • двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки

Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. 

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди – фарой белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон – световозвращателем оранжевого или красного цвета. 

Соблюдение правил безопасности при использовании пиротехнических изделий 

Пусть праздник будет безопасным!

О мерах предосторожности на новогодних мероприятиях

Цена неосторожности

Петарды, фейерверки, бенгальские огни и даже хлопушки – потенциальные источники опасности для подростков. Даже в момент зажигания запала обычная петарда может взорваться в руках, что повлечет за собой серьезные повреждения, ожоги или травму глаз.

Игры с пиротехникой в людном месте могут вызвать панику среди участников праздника. Даже при отсутствии реальной угрозы дети и взрослые склонны поддаваться массовому психозу, причиной которого может стать шуточный окрик одного из подростков, взрыв хлопушки, возгорание елочных украшений, установленных с нарушением требований безопасности.

Панические реакции у подростков проявляются в виде сильной общей заторможенности, вялости действий, а иногда и полной неподвижности. 

Рекомендации при возникновении пожароопасных мероприятий

  1. При входе в любое общественное место надо запомнить путь к месту проведения мероприятия, обратить внимание на расположение основных и запасных выходов и постараться не терять их из вида.
  2. Если во время праздника послышался крик «Пожар!», не надо поддаваться панике. Оцените обстановку и убедитесь в наличии реальной опасности. Если угроза реальна – внимательно осмотритесь вокруг в поиске телефона или кнопки пожарной сигнализации и спокойно двигайтесь к ближайшему выходу.
  3. При заполнении помещения дымом или отсутствия освещения нужно идти к выходу, держась за стены или поручни, дышать через носовой платок или рукав одежды.
  4. Двигаясь в толпе надо помогать тем, кто из-за панической атаки не может двигаться самостоятельно, разговаривать с ними спокойно и внятно.
  5. Если возникла давка, необходимо сжать кулаки, согнуть руки в локтях и прижать их к бокам. Это поможет защититься от сдавливания. Нужно корпус наклонить назад, упереться ногами в землю – такое положение тела помогает удержать напор спиной. Когда же пространство впереди освободится, можно продолжить двигаться к выходу.
  6. Если же на пути лежит человек, сбитый с ног толпой, попытайтесь помочь ему подняться. Если же сбили с ног вас самих, постарайтесь встать на колено и, опираясь на пол руками, другой ногой резко оттолкнуться, рывком выпрямить тело.
  7. Не пользуйтесь лифтами. Самый безопасный путь – лестница. Если выйти на улицу не получается, лучше зайти в незанятые огнем помещения и там дожидаться помощи пожарных

Как правило, несчастные случаи происходят только тогда, когда для этого есть условия. Если каждый из нас постарается не нарушать простые правила личной и общественной безопасности, праздник не просто состоится, но и не будет омрачен.

Помни!

  • Пиротехнику следует покупать только в специализированных магазинах
  • Ни в коем случае нельзя приобретать просроченные пиротехнические изделия
  • Если петарда, поставленная в снег, не сработала, то нельзя к ней подходить и трогать руками
  • Ни в коем случае нельзя подрывать пиротехнические изделия в местах массового скопления людей, а также помещениях, подъездах жилых домов и транспорте (подобные действия расцениваются как хулиганство, за которое родителей могут привлечь к штрафу или даже уголовной ответственности)

Я-гражданин Республики Беларусь

 

Организация образовательного процесса 2017/2018

 

В 2017/2018 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки: 

первая четверть – с 1 сентября 2017 г. по 28 октября 2017 г. 
вторая – с 8 ноября 2017 г. по 23 декабря 2017 г. 
третья – с 8 января 2018 г. по 24 марта 2018 г. 
четвертая – с 2 апреля 2018 г. по 31 мая 2018 г. 

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы: 


осенние – 10 дней с 29 октября 2017 г. по 7 ноября 2017 г. включительно 
зимние – 15 дней с 24 декабря 2017 г. по 7 января 2018 г. включительно 
весенние – 8 дней с 25 марта 2018 г. по 1 апреля 2018 г. включительно 
летние – 92 дня с 1 июня 2018 г. по 31 августа 2018 г.; для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 80 дней с 13 июня 2018 г. по 31 августа 2018 г. включительно. 

Для учащихся I – II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 12 февраля 2018 г. по 18 февраля 2018 г. продолжительностью 7 дней

Деловой стиль одежды

 

Телефон доверия для детей и подростков

 
  • Актуальная информация о контактах и об услугах, оказываемых центром семьи и детей (формат файла.zip - размер 1 МБ) скачать / посмотреть
  • Молодежный конкурс «100 идей для Беларуси» (формат файла.rar - размер 982 КБ) скачать / посмотреть
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.